Ювелиры работают не только над украшениями, но и в малом скульптурном жанре. Рассказываем об истоках и настоящем ювелирной пластики
Надя Куприна
Древний мир
Ювелирную скульптуру в древности не выделяли в самостоятельный жанр. Небольшие фигуры, статуэтки божеств были обязательной частью культа в Древнем Египте и Персии. Их богато украшали золотом и полудрагоценными камнями: бирюзой, лазуритом. Античные мастера достигли совершенства в резьбе по камню: чаши из агата и сердолика с фигурными ручками и обыгранным рисунком среза камня служили обязательным элементом декора домов знатных патрициев и правителей.
Ювелирной пластикой как предметом любования и коллекционирования впервые заинтересовались ценители глиптики, искусства резьбы по камню. Греческие мастера периода эллинизма, а позднее римляне создавали великолепные произведения рельефных резных камней, камей, которые уже не служили лишь культовым или бытовым целям, а попадали в коллекции, чтобы доставлять своему владельцу исключительно эстетическое наслаждение. Вспомним, например, знаменитую камею Гонзага из собрания Эрмитажа, портретное изображение правителей, вырезанное на сардониксе.
Возрождение
Впоследствии весь корпус античных сюжетов вошел в арсенал художников-ювелиров эпохи Возрождения, давшей блестящие примеры ювелирной скульптуры. Благодаря таким прославленным мастерам, как Бенвенуто Челлини, скульптура из драгоценных материалов становится предметом страсти всех любителей редкостей. Самое известное произведение флорентийца – скульптура, известная под названием «Сальера», изображает Цереру и Нептуна (или, если брать метафорически, союз Земли и Воды). Фигуры героев выполнены из золота, некоторые элементы покрыты эмалью, а часть деталей вырезана из слоновой кости и эбенового дерева. Эта скульптура предназначалась в подарок французскому королю Франциску I и должна была украшать дворцовые интерьеры.
XVII век
Подлинный расцвет этот художественный жанр переживает уже в XVII веке, когда вкусы склоняются ко всему редкому, диковинному, разного рода экзотике. Так, наряду с резными камнями и отделкой эмалью в арсенал ювелиров входят кокосы, гигантские раковины-наутилусы и черепаховый панцирь, которые также украшают тончайшей резьбой. Скульптуры часто соединяются с механизмами: появляются грандиозные музыкальные «фонтаны» и скульптурные часы со сложной композицией, фигуры в которой движутся, а также первые «мобили» – скульптуры из драгоценных металлов, которые приходят в движение. Например, такие работы могут изображать точную копию старинного галеона. Богатая коллекция образцов подобной инженерно-художественной маэстрии была собрана династией Габсбургов и ныне хранится в музеях Вены и Дрездена.
Золотой век
Золотым же веком ювелирной пластики, но уже иного рода можно считать XIX столетие, когда на авансцену ювелирного искусства выходит фирма Фаберже, быстро снискавшая себе славу не только в России, но и за границей. Мастера, работавшие на Фаберже, были хороши в самых разных ролях: это и создание великолепных, сложных композиций в виде пасхальных яиц, и мелкая пластика.
Скажем, работа «Московский Кремль» – сложносочиненная композиция из драгоценных металлов, эмалей и различных камней, изображающая сердце столицы. Вместе с тем в арсенале Фаберже были и совсем небольшие фигурки. Например, резные изображения животных, выполненные из полудрагоценных камней. Эти изделия тонкой работы стоили тем не менее не так дорого, и их могли позволить себе в качестве подарка разные классы общества. В этом сегменте выделяются работы мастеров Михаила Перхина и Генриха Вигстерма, многие годы работавших на Фаберже. В 1910-х годах ассортимент ювелирной анималистики разбавляется серией фигурок, изображающих представителей различных сословий тогдашнего общества. Сейчас скульптуры Фаберже хранятся в музеях мира, а в открытую продажу попадают только через аукционы и антикварные галереи, являясь предметом собирательства немалой ценности.
Современные ювелирные объекты
В наши дни отечественные мастера продолжают пополнять ряды коллекционной скульптуры. Многие современные фирмы выполняют ювелирные заказы высокой сложности. Как правило, это компании, специализирующиеся на изделиях-уникатах, созданных в единственном экземпляре и представляющих собой высокое ювелирное искусство.
Пример тому – работа «современного Челлини», художника-ювелира из Тольятти Григория Мягкова и его предприятия Myagkov, созданная по заказу Александра Кремера и посвященная чемпионату мира по футболу, проходившему в России в 2018 году. Скульптура «Стадион 13» представляет собой сложную композицию, выполненную из драгоценных металлов и эмалей. Центром стадиона стало игровое поле, а 32 фигурки футболистов стран-участниц двигаются к вершине в зависимости от результатов матчей чемпионата. Внешняя часть стадиона знакомит нас с историей и культурой России, на ней в сложных ювелирных техниках исполнены 12 сюжетов: шесть городов (Москва, Санкт-Петербург, Казань, Самара, Волгоград, Нижний Новгород) и шесть традиционных русских символов (тройка, наличник, лукоморье, Кижи, три богатыря, хоровод).
Произведения в этом жанре можно найти у фирмы ArgentoV под руководством Ярослава Аргентова. Они представляют отдельное направление деятельности его компании: в частности, в работе «Волна» на морскую тематику использован великолепный аквамарин весом более 600 (!) карат, а композиция «Благовещение» запоминается бесподобной инталией на аметисте.
Еще один уникат – уже авторства Виктора Моисейкина (ювелирный дом MOISEIKIN), выполненная в духе кубков с раковинами XVII века. Композиция создана из редкой раковины и камнерезных миниатюр из драгоценных и полудрагоценных камней. Произведение оценили в рекордную сумму $1,9 млн.
На Урале еще с советских времен сформировалась целая школа резчиков по камню, развивающая искусство ювелирной скульптуры в современной России (например, мастерские Дмитрия Емельяненко и Алексея Антонова). Пробуждению интереса к этому жанру также способствуют работы художников смежных профессий: например, произведения на грани большой скульптуры и ювелирного арта, созданные известным скульптором Даши Намдаковым, или коллекции драгоценных ювелирных миниатюр по эскизам художника Михаила Шемякина.