Фулько ди Вердура привнес в ювелирный мир не только браслеты Chanel с мальтийскими крестами, но и мифологию итальянского возрождения, искусство прошлого и жизнерадостность Средиземноморья. Византийские мозаики и фантастические украшения итальянских палаццо он превратил в сверкающие трехмерные произведения и разрушил платиновую и алмазную геометрию ар-деко, доминировавшую в ювелирном дизайне 1930-х годов.
Истоки: итальянец-аристократ
Фулько Сантостефано делла Черда, будущий герцог Вердура, родился в аристократической семье недалеко от Палермо, столицы Сицилии, в 1899 году. В своем роскошном доме детства, на вилле Нишеми, маленький Вердура наряжался в изысканные костюмы и рисовал фантастических существ. Позже, опираясь на богатое визуальное наследие Средиземноморья, блестящее образование и уникальное видение, он стал одним из самых влиятельных ювелиров своей эпохи.
Когда юноше был 21 год, умер его отец, оставив наследство для безбедного существования. В начале 1920-х годов, в эпоху Великого Гэтсби, золотая молодежь спускала целые состояния на красивую жизнь. Так и Вердура переезжал из Венеции в Париж, из Парижа в Канны, тратил деньги на вечеринки. Оброс влиятельными друзьями и связями. Но однажды он решил все изменить. К счастью, он знал, что у него есть дар художника, и захотел развивать его.
Мадемуазель Шанель
Вердура переехал в Париж в начале 1920-х годов, и сначала создавал ткани для Коко Шанель, с которой его познакомил друг Коул Портер. Харизматичному аристократу понадобилось лишь полгода, чтобы заработать репутацию у Шанель. Она поставила его во главе ювелирного направления, он также переделывал собственные драгоценности знаменитой француженки.
Во время поездки с Шанель в базилику Сан-Витале в Равенне Вердура был настолько зачарован мозаичными фресками, что приспособил мальтийский (или амальфитанский) крест для декора браслетов-манжетов и брошей. Внутри золотого контура креста Вердура поместил мозаику из кабошонов ювелирных камней разных размеров, напоминавших о богатстве Византийской империи. Браслеты моментально стали культовыми, ведь мадемуазель Коко с ними практически не расставалась.
От Голливуда к бутику на 5-й авеню
В 1934 году он уехал в Америку, сначала в Голливуд. Здесь Вердура мог удовлетворить свои театральные вкусы, создавая смелые и цветные украшения для таких актрис, как Грета Гарбо, Марлен Дитрих и Джоан Кроуфорд. Он работал старшим дизайнером у Пола Флато, прозванным «ювелиром звезд» –это стало трамплином для прыжка в американское общество.
Затем Вердура поселился в Нью-Йорке, где в 1939 году открыл свой собственный бутик. Открытый накануне Второй мировой войны салон Verdura пользовался огромной популярностью среди американцев и стал пристанищем для европейцев в изгнании, жаждущих блестящего напоминания об искусстве и культуре Старого Света. Щедрое использование Вердурой золота и красочных драгоценных и полудрагоценных камней излучало радость жизни и презрение к современной моде.
У него было много друзей. Его природные аристократические манеры и обаяние, остроумие и эрудиция, доброжелательность и деликатность – все это привлекало к нему людей. Когда он открыл свое дело, друзья помогали ему и поддерживали морально и финансово. Среди них были Коул и Линда Портер, которых он знал в 1920-х годах, когда жил в Венеции.
Италия – неиссякаемый источник вдохновения
Герцог Фулько ди Вердура часто использовал камнерезные элементы – геммы. Он убедил ювелиров относиться к платине иначе, как к более ценному материалу, чем к золоту. Он также внес вклад в индустрию моды – создал оригинальную коллекцию зажимов для шляп. В то время шляпы были чрезвычайно популярны, многие женщины даже не могли себе позволить выйти без шляпы на улицу.
Вердура создавал произведения искусства, в которых чувствуется сила интеллекта, аристократическое великолепие, богатство воображения. И мир обратил на это внимание: знаменитая светская хроникер того времени Эльза Максвелл заявила, что «нет никого подобного ему» в статье Harper’s Bazaar 1938 года.
От своих ранних проектов для Коко Шанель до более поздних сюрреалистических творений в коллаборации с Сальвадором Дали в 1941 году, Вердура черпал вдохновение из искусства прошлого. Его проекты часто основывались на мотивах классического искусства и искусства итальянского Возрождения. Крылья, ракушки, стрелы и сердца, окруженные развевающимися лентами ткани, придавали его произведениям величие в стиле барокко. Искусство его родной Италии было источником для его новаторских произведений.
Раковины морские
Серия брошей-ракушек и пудрениц, созданных Вердурой в начале 1940-х годов, – яркий пример его живого воображения. Ракушки, которые Вердура подобрал во время прогулок по пляжу Файер-Айленда или покупал в сувенирном магазине Музея естественной истории в Нью-Йорке, были инкрустированы яркими драгоценными камнями. Природные объекты имели неземной вид! Вердура поднимал эти «затонувшие сказочные сокровища» на лацканы, запястья и шеи светских особ Нью-Йорка.
Дали
В 1941 году, после двух лет войны в Европе, Америку наводнили художники в изгнании, в том числе Сальвадор Дали, который гостил в поместье у своей подруги, издательницы Каресс Кросби. Они встретились, и их сотрудничество было очень продуктивным и оказало неизгладимое влияние на каждого художника. Увлечение Дали миниатюрой было подхвачено Вердурой – результатом стала совместная коллекция из 5 предметов ( броши, портсигары и таблетница). Миниатюры Дали были помещены внутрь драгоценностей, созданных ювелиром.
Продолжение бренда Verdura
Когда Фулько ди Вердуре исполнилось 70, он продал свой бизнес партнеру Джозефу Альфано и переехал в Лондон, где продолжил работать, но уже в другой области – Вердура писал изысканные миниатюры и мемуары, встречался с друзьями. В 1978 году герцог Фулько ди Вердура покинул этот мир в возрасте 80 лет.
Сейчас владельцем бренда Verdura является Уорд Ландриган. Знаток искусства, он ранее возглавлял Sotheby’s в Нью-Йорке и купил компанию у Альфано в 1985 году, и с тех пор продолжает производить драгоценности по эскизам Вердура. Ландриган со своим сыном Нико ищет на аукционах драгоценности герцога Фулько ди Вердура и покупает их, также ему принадлежит обширный архив ювелира. Бренд Verdura в надежных руках. Нового хозяина можно назвать достойным наследником таланта и красоты, созданной Verdura.
Причудливые, но шикарные вещи Verdura выдержали испытание временем. Его изобретательность и стиль превратили византийские мозаики, ракушки или классические мифы в драгоценные предметы. Вердура, возможно, обосновался как ювелир в Америке, но его родная Италия никогда не была далека от его творений.