Фулько ди Вердура – главный ювелир середины ХХ века

Вердура Verdura ювелир, Фулько ди Вердура – главный ювелир середины ХХ века

Фулько ди Вердура привнес в ювелирный мир не только браслеты Chanel с мальтийскими крестами, но и мифологию итальянского возрождения, искусство прошлого и жизнерадостность Средиземноморья. Византийские мозаики и фантастические украшения итальянских палаццо он превратил в сверкающие трехмерные произведения и разрушил платиновую и алмазную геометрию ар-деко, доминировавшую в ювелирном дизайне 1930-х годов.

Истоки: итальянец-аристократ

Фулько Сантостефано делла Черда, будущий герцог Вердура, родился в аристократической семье недалеко от Палермо, столицы Сицилии, в 1899 году. В своем роскошном доме детства, на вилле Нишеми, маленький Вердура наряжался в изысканные костюмы и рисовал фантастических существ. Позже, опираясь на богатое визуальное наследие Средиземноморья, блестящее образование и уникальное видение, он стал одним из самых влиятельных ювелиров своей эпохи.

Вердура Verdura ювелир, Фулько ди Вердура – главный ювелир середины ХХ века
Фулько ди Вердура. 1908. Фото: Verdura

Когда юноше был 21 год, умер его отец, оставив наследство для безбедного существования. В начале 1920-х годов, в эпоху Великого Гэтсби, золотая молодежь спускала целые состояния на красивую жизнь. Так и Вердура переезжал из Венеции в Париж, из Парижа в Канны, тратил деньги на вечеринки. Оброс влиятельными друзьями и связями. Но однажды он решил все изменить. К счастью, он знал, что у него есть дар художника, и захотел развивать его.

Мадемуазель Шанель

Вердура переехал в Париж в начале 1920-х годов, и сначала создавал ткани для Коко Шанель, с которой его познакомил друг Коул Портер. Харизматичному аристократу понадобилось лишь полгода, чтобы заработать репутацию у Шанель. Она поставила его во главе ювелирного направления, он также переделывал собственные драгоценности знаменитой француженки. 

Вердура Verdura ювелир, Фулько ди Вердура – главный ювелир середины ХХ века
Фулько ди Вердура и Габриэль Шанель в ателье на улице Камбон в Париже. 1937. Фото: Boris Lipnitzki/Verdura

Во время поездки с Шанель в базилику Сан-Витале в Равенне Вердура был настолько зачарован мозаичными фресками, что приспособил мальтийский (или амальфитанский) крест для декора браслетов-манжетов и брошей. Внутри золотого контура креста Вердура поместил мозаику из кабошонов ювелирных камней разных размеров, напоминавших о богатстве Византийской империи. Браслеты моментально стали культовыми, ведь мадемуазель Коко с ними практически не расставалась.

Вердура Verdura ювелир, Фулько ди Вердура – главный ювелир середины ХХ века
Chanel. Пара манжетов Maltese Cross. Эмаль, серебро, золото, полудрагоценные камни. 1935. Дизайн Фулько ди Вердура для Chanel. Фото: © Verdura.

От Голливуда к бутику на 5-й авеню

 В 1934 году он уехал в Америку, сначала в Голливуд. Здесь Вердура мог удовлетворить свои театральные вкусы, создавая смелые и цветные украшения для таких актрис, как Грета Гарбо, Марлен Дитрих и Джоан Кроуфорд. Он работал старшим дизайнером у Пола Флато, прозванным «ювелиром звезд» –это  стало трамплином для прыжка в американское общество.

Вердура Verdura ювелир, Фулько ди Вердура – главный ювелир середины ХХ века
Салон на 5-й авеню в Нью-Йорке, открытый Фулько ди Вердура при финансовой поддержке друзей Винсента Астора и Коула Портера. Фото: Verdura

Затем Вердура поселился в Нью-Йорке, где в 1939 году открыл свой собственный бутик. Открытый накануне Второй мировой войны салон Verdura пользовался огромной популярностью среди американцев и стал пристанищем для европейцев в изгнании, жаждущих блестящего напоминания об искусстве и культуре Старого Света. Щедрое использование Вердурой золота и красочных драгоценных и полудрагоценных камней излучало радость жизни и презрение к современной моде.

Вердура Verdura ювелир, Фулько ди Вердура – главный ювелир середины ХХ века
Verdura. Брошь Wrapped Heart. Рубины, бриллианты, золото, платина. 1949. Фото: © Verdura

 У него было много друзей. Его природные аристократические манеры и обаяние, остроумие и эрудиция, доброжелательность и деликатность – все это привлекало к нему людей. Когда он открыл свое дело, друзья помогали ему и поддерживали морально и финансово. Среди них были Коул и Линда Портер, которых он знал в 1920-х годах, когда жил в Венеции.

Италия – неиссякаемый источник вдохновения

Герцог Фулько ди Вердура часто использовал камнерезные элементы – геммы. Он убедил ювелиров относиться к платине иначе, как к более ценному материалу, чем к золоту. Он также внес вклад в индустрию моды – создал оригинальную коллекцию зажимов для шляп. В то время шляпы были чрезвычайно популярны, многие женщины даже не могли себе позволить выйти без шляпы на улицу.

Вердура Verdura ювелир, Фулько ди Вердура – главный ювелир середины ХХ века
Verdura. Брошь «Крыло» из коллекции Адолфуса Эндрюса и Эмили Тейлор Эндрюс. Золото, бриллианты, изумруды. Продана на аукционе Christie’s в июне 2023 года за $ 52 920. Фото: Christie’s

Вердура создавал произведения искусства, в которых чувствуется сила интеллекта, аристократическое великолепие, богатство воображения. И мир обратил на это внимание: знаменитая светская хроникер того времени Эльза Максвелл заявила, что «нет никого подобного ему» в статье Harper’s Bazaar 1938 года. 

От своих ранних проектов для Коко Шанель до более поздних сюрреалистических творений в коллаборации с Сальвадором Дали в 1941 году, Вердура черпал вдохновение из искусства прошлого. Его проекты часто основывались на мотивах классического искусства и искусства итальянского Возрождения. Крылья, ракушки, стрелы и сердца, окруженные развевающимися лентами ткани, придавали его произведениям величие в стиле барокко. Искусство его родной Италии было источником для его новаторских произведений. 

Смотрите также
Жан Шлюмберже,  Бестиарий Жана Шлюмберже
Вердура Verdura ювелир, Фулько ди Вердура – главный ювелир середины ХХ века
Verdura. Брошь «Львиная лапа». Натуральная раковина гребешка, сапфиры, бриллианты, золото. 1942. Из коллекции принца Бонкампаньи. Фото: © Verdura

Раковины морские

Серия брошей-ракушек и пудрениц, созданных Вердурой в начале 1940-х годов, – яркий пример его живого воображения. Ракушки, которые Вердура подобрал во время прогулок по пляжу Файер-Айленда или покупал в сувенирном магазине Музея естественной истории в Нью-Йорке, были инкрустированы яркими драгоценными камнями. Природные объекты имели неземной вид! Вердура поднимал эти «затонувшие сказочные сокровища» на лацканы, запястья и шеи светских особ Нью-Йорка.

Вердура Verdura ювелир, Фулько ди Вердура – главный ювелир середины ХХ века
Verdura. Брошь «Волна Хокусая» из коллекции Адолфуса Эндрюса и Эмили Тейлор Эндрюс. Раковина моллюска, бриллианты, сапфиры. Продана на аукционе Christie’s в июне 2023 года за $47 880. Фото: Christie’s

Дали

В 1941 году, после двух лет войны в Европе, Америку наводнили художники в изгнании, в том числе Сальвадор Дали, который гостил в поместье у своей подруги, издательницы Каресс Кросби. Они встретились, и их сотрудничество было очень продуктивным и оказало неизгладимое влияние на каждого художника. Увлечение Дали миниатюрой было подхвачено Вердурой – результатом стала совместная коллекция из 5 предметов ( броши, портсигары и таблетница). Миниатюры Дали были помещены внутрь драгоценностей, созданных ювелиром. 

Вердура Verdura ювелир, Фулько ди Вердура – главный ювелир середины ХХ века
Фулько ди Вердура и Сальвадор Дали. Брошь «Медуза» из совместной коллекции. 1941. Золото, морганит, рубины, миниатюра с изображением медузы авторства Дали. Фото: Verdura

Продолжение бренда Verdura

Когда Фулько ди Вердуре исполнилось 70, он продал свой бизнес партнеру Джозефу Альфано и переехал в Лондон, где продолжил работать, но уже в другой области – Вердура писал изысканные миниатюры и  мемуары, встречался с друзьями. В 1978 году герцог Фулько ди Вердура покинул этот мир в возрасте 80 лет.

Сейчас владельцем бренда Verdura является Уорд Ландриган. Знаток искусства, он ранее возглавлял Sotheby’s в Нью-Йорке и купил компанию у Альфано в 1985 году, и с тех пор продолжает производить драгоценности по эскизам Вердура. Ландриган со своим сыном Нико ищет на аукционах драгоценности герцога Фулько ди Вердура и покупает их, также ему принадлежит обширный архив ювелира. Бренд Verdura в надежных руках. Нового хозяина можно назвать достойным наследником таланта и красоты, созданной Verdura.

Вердура Verdura ювелир, Фулько ди Вердура – главный ювелир середины ХХ века
Verdura. Диадема «Головной убор из перьев» (Feather Headdress). Золото, платина и 1233 бриллианта весом в 28.32 карат. 1957. Создана по заказу посла США Джона Хэй Уитни для мадам Бетси Уитни по случаю церемонии вручения верительной грамоты королеве Елизавете II. Фото: Verdura

Причудливые, но шикарные вещи Verdura выдержали испытание временем. Его изобретательность и стиль превратили византийские мозаики, ракушки или классические мифы в драгоценные предметы. Вердура, возможно, обосновался как ювелир в Америке, но его родная Италия никогда не была далека от его творений.

Вердура Verdura ювелир, Фулько ди Вердура – главный ювелир середины ХХ века
Verdura. Брошь Sunburst. Платина, золото, бриллианты. 1939. Фото: Verdura

© 2023 Частная Коллекция

Наверх