Now Reading
10 ювелирных шедевров Лувра

10 ювелирных шедевров Лувра

Коллекции драгоценностей Лувра неизменно связаны с его королевской историей. Главные экспонаты здесь — те, что украшали правящих монархов, от Людовика XV до императрицы Евгении. Из трехтысячного собрания мы выбрали самые известные экспонаты, большинство их которых можно и сейчас увидеть в дворцовой Галерее Аполлона.
Бриллиант «Регент» (140,64 карата). Фото: RMN-Grand Palais (Musée du Louvre) Stephane Maréchalle
Бриллиант «Регент»

Один из самых крупных и знаменитых в мире бесцветных бриллиантов хранится в коллекции Лувра с 1887 года. Его вес составляет 140,64 карата, а история прослеживается с 1698 года из индийской Голконды, крупнейшего месторождения алмазов. Через три года после обнаружения, камень был огранен в Лондоне. В 1717 году он впервые появился на публике — в короне герцога Филиппа Орлеанского, ставшего регентом при несовершеннолетнем Людовике XV. Гигантского красавца вставляли в венцы и все последующие короли Франции, а также носили его в качестве наплечной пуговицы, декорировали им шляпы и шпаги. Французский философ Анри Сен-Симон писал о нем как о камне «размером со сливу ренклод». Свою утилитарную функцию бриллиант в последний раз исполнил в 1856-м, появившись в диадеме императрицы Евгении, жены Наполеона III.

Александр-Габриэль Лемонье. Диадема императрицы Евгении. Фото: RMN-Grand Palais (Musée du Louvre) Stephane Maréchalle
Александр-Габриэль Лемонье. Диадема императрицы Евгении

Эта жемчужно-бриллиантовая диадема последней французской императрицы  увековечена на парадном портрете Евгении кисти Франца Ксавера Винтерхальтера. Она была создана в 1853 году придворным ювелиром Александром-Габриэлем Лемонье из 212 жемчужин и 1998 бриллиантов, а после падения империи, бегства в Англию, а затем и смерти хозяйки, начала свое путешествие по частным коллекциям Европы. Лишь в 1992 году диадема была выкуплена на аукционе и подарена анонимным меценатом Лувру. 

Александр-Габриэль Лемонье. Корона императрицы Евгении. Париж. 1855. Фото: RMN-Grand Palais (Musée du Louvre) Stephane Maréchalle
Александр-Габриэль Лемонье. Корона императрицы Евгении

Во французских собраниях до наших дней сохранились лишь две царственные короны: одна принадлежала Людовику XV, другая — императрице Евгении. Последняя, изготовленная тем же придворным ювелиром Лемонье ко Всемирной выставке в Париже в 1855-м, уцелела лишь чудом — после падения Второй империи она была возвращена ювелиру, а парная ей, изготовленная для Наполеона III, была расплавлена. Золотая корона создана в духе имперского герба Первой империи, с золотыми орлами, чередующимися с лавровыми ветвями. В ней использованы 2490 бриллиантов и 56 изумрудов. 

Франсуа Крамер. Корсажная брошь императрицы Евгении. 1855 и 1964. Фото: RMN-Grand Palais (Musée du Louvre) Stephane Maréchalle
Франсуа Крамер. Корсажная брошь

Как Мария-Антуанетта и Жозефина, императрица Евгения была страстной поклонницей драгоценностей и их трансформаций. И эта корсажная брошь — один из ярких тому примеров. Изначально она была центральным элементом бриллиантового пояса, созданного еще одним придворным ювелиром Франсуа Крамером ко Всемирной выставке в Париже 1855 года. Спустя девять лет пояс был разобран по просьбе Евгении, а сохранен лишь узел с кисточками в качестве броши, состоящей из 2634 бриллиантов общим весом более 140 карат.

Неизвестный мастер. Перстень. XVI век. Фото: RMN-Grand Palais (Musée du Louvre)
Неизвестный мастер. Перстень

Один из выдающихся примеров средневековых украшений, хранящихся в музее — этот перстень, сделанный неизвестным мастером в конце XVI века в стиле классицизма с элементами раннего барокко. Он был создан из золота с эмалью в Италии в качестве оправы для крупного изумруда квадратной формы. В Лувр поступил в составе коллекции, подаренной музею бароном Ротшильдом в начале XX века.

Франсуа-Реньо Нито. Ожерелье и серьги из изумрудной парюры императрицы Марии-Луизы. Париж, 1810. Фото: RMN-Grand Palais (Musée du Louvre) Jean-Gilles Berizzi
Франсуа-Реньо Нито. Ожерелье

Благодаря ювелиру Франсуа-Реньо Нито и сегодня живет и процветает парижский ювелирный дом Chaumet. Вероятно, он бы и вовсе не появился на свет, если бы отец  и сын Нито не получили крупный заказ от Наполеона в преддверии его второй свадьбы с Марией-Луизой Австрийской. Именно тогда было изготовлено это роскошное ожерелье из бриллиантов и изумрудов в составе парюры, которая также включала серьги, браслет и гребень-диадему. Два последних элемента драгоценного сета были утрачены со временем, а колье и серьги сегодня хранятся в Лувре.

Франсуа-Реньо Нито. Парюра с микромозаиками императрицы Марии-Луизы. 1809. Фото: RMN-Grand Palais (Musée du Louvre) Stephane Maréchalle
Франсуа-Реньо Нито. Парюра с микромозаиками

Этот невероятный сет из золота в форме виноградных лоз и листьев также был в числе даров, подготовленных Наполеоном к свадьбе с Марией-Луизой в 1810 году. Гребень, серьги, колье и браслеты украшены микромозаиками из стекла с древнеримскими сюжетами. 

Смотрите также
Yusupov FI

Неизвестный мастер. Сапфировая парюра королевы Марии Амалии. 1810-1825. Фото: RMN-Grand Palais (Musée du Louvre) Mathieu Rabeau
Неизвестный мастер. Сапфировая парюра

Парюра, включающая диадему, колье, пару серег, две маленькие и большую броши, принадлежала королеве Марии Амалии, супруге Луи-Филиппа I. Комплект неизвестного мастера с цейлонскими сапфирами в окружении бриллиантов он приобрел у дочери Жозефины Гортензии де Богарне. В 1836 году королева позировала в парюре художнику Луи Эрсану, чей портрет сегодня хранится в замке Шантийи под Парижем. 

Жак-Эврар Бапст и Кристоф-Фредерик Бапст. Тиара герцогини Ангулемской. 1819-1820. Фото: RMN-Grand Palais (Musée du Louvre) Jean-Gilles Berizzi
Жак-Эврар Бапст и Кристоф-Фредерик Бапст. Тиара

Сорок изумрудов (центральный в 15,93 карата) и 1031 бриллиант потребовались ювелирам Бапст для создания этой тиары, некогда бывшей частью подарочной парюры. Она была создана во времена Реставрации по заказу Людовика XVIII и подарена его племяннице герцогине Ангулемской. Позже ее носила и императрица Евгения, питавшая особую страсть к изумрудам.

Неизвестный мастер. Подвеска с миниатюрой с портретом Людовика XIV. 1680. Фото: RMN-Grand Palais (Musée du Louvre)
Неизвестный мастер. Подвеска с миниатюрой

Презентационная подвеска — образец королевского подарка, вручавшегося особо важным гостям государства. В центре этой, созданной в 1680 году, — овальная миниатюра с портретом Людовика XIV, выполненным по оригиналу Клода Лефевра. Обрамление крупными бриллиантами говорит о том, что она предназначалась родственникам короля либо одной из его фавориток. Подвеска попала в Лувр лишь в 2009 году в результате легендарной распродажи коллекции Ива Сен-Лорана и Пьера Берже. 

Наверх