Now Reading
MYAGKOV: семейное предприятие в лучших традициях

MYAGKOV: семейное предприятие в лучших традициях

Ювелирная студия MYAGKOV из Тольятти создает уникальные, штучные украшения и арт-объекты на грани ювелирного искусства и скульптуры. Мы поговорили с ее основателем, ювелиром Григорием Мягковым

Надя Куприна

Ювелир Григорий Мягков. Фото: www.myagkov.art
MYAGKOV – молодое предприятие. Расскажите, пожалуйста, как вы начинали?

Да, мы стартовали семь лет назад, в 2013-м. Я рос в среде художников. Мой отец (Евгений Мягков – сейчас работает с нами в мастерской) – скульптор, гравер. Брат также в ювелирном деле. Так что я не колебался с выбором профессии: окончил художественную школу, затем профучилище в Тольятти, какое-то время работал на разных ювелирных предприятиях. Но мне это быстро наскучило, и я решил, что нужно развиваться и открывать свою компанию. Мы начинали как небольшая ремонтная мастерская, также делали украшения на заказ. Постепенно таких заказов становилось все больше. Во многом, кстати, благодаря соцсетям, где мы очень активны. Все начиналось с группы в социальной сети «ВКонтакте», сейчас у нас успешный аккаунт (@myagkov.art) в инстаграме.

У вас есть тиражные вещи или делаете только украшения на заказ?

Есть, но их немного. В основном это несколько коллекций помолвочных и обручальных колец. По большому счету мы занимаемся уникальными украшениями custom-made. Конечно, это штучные, эксклюзивные работы, и их не может быть много. Например, сейчас мы работаем над серией оригинальных мужских браслетов. Как раз отдали один из них заказчику. Работа называется «Ключи Соломона». Звенья браслета, выполненные из золота, в точности воспроизводят камни Стены Плача в Иерусалиме. Также в композицию включены несколько медальонов с религиозной символикой. Каждый из них мы в среднем делали по три месяца. Сейчас их уже пять. Таким образом, если прикинуть, получается, что в общей сложности над этой серией украшений мы работали около года.

Мы начинали как мастерская буквально из нескольких сотрудников. Сейчас же у нас определенное разделение труда: коммерческий и производственный отделы. Но нельзя сказать, что за каждым закреплена одна функция и он не может выйти за раз и навсегда очерченные рамки. Напротив, мы творческий коллектив: любой может предложить идею или нестандартное решение. Мне нравится, что мы работаем совместно. В команде мой отец и моя супруга. Ювелирная студия MYAGKOV – это семейное предприятие в лучших традициях.

Как вы работаете над заказами? Где черпаете вдохновение и как рождается дизайн?

Украшения на заказ – это каждый раз новый опыт. Источник вдохновения – сами заказчики. Когда ты общаешься с клиентом, то проникаешься его вкусами, его мировосприятием и затем стремишься отразить это в предназначенной для него работе. Твоя задача – создать то, что получит самый сильный эмоциональный отклик именно у этого человека. Одни заказчики уже видят свое изделие и непосредственно участвуют в процессе его создания. Другие (особенно наши давние клиенты) лишь задают тему и готовы отдать идею нам на откуп.

В зависимости от сроков исполнения, загруженности людей мы все так или иначе участвуем в создании украшения, обмениваемся идеями, образами, вариантами технического исполнения. Работа над изделием тоже каждый раз идет по-разному. За эскизом следует модель. Что-то получается сразу, с первой отливки. Что-то нужно доработать, может быть, продумать другую подачу, варианты решения в металле и так далее.

Расскажите, пожалуйста, о самых интересных, запоминающихся заказах.

К чемпионату мира по футболу – 2018 мы сделали настольную скульптуру «Стадион 13» для Александра Кремера. На настоящий момент это самая масштабная наша работа. Уникальная композиция для уникального события! Скульптура изображает стадион, на поле – футболисты, представляющие страны – участницы ЧМ. Концепцию предложил заказчик. Мы сделали сложную, многосоставную композицию, используя редкую древесину, драгоценные металлы (золото и серебро) и эмали. Для композиции характерны различные техники работы с металлом. На самом деле это исключительно сложный жанр: ограничиться, по сути, всего одним-двумя материалами, но при этом создать эффектную, интересную художественную работу. Металл дан в разных техниках, с разной фактурой, созданы рельефные композиции, дополненные деталями из горячей эмали. Помимо футбольной тематики, мы использовали различные сюжеты из отечественной истории. Таким образом, ювелирная скульптура представляет собой своего рода культурный код нашей страны.

Еще один заказ, которым мы гордимся (он, кстати, принес нам почетную медаль «Достойному» от Российской академии художеств за вклад в развитие русского искусства и ремесел), – это орден Евангелиста Святого Луки, преподнесенный Зурабу Церетели по случаю его юбилея. Мы выполнили его совместно с галереей современного ювелирного искусства «Частная коллекция». Композиция представляет собой сложную ювелирную работу по металлу, с использованием эмалей и драгоценных камней. Прекрасно получилась сама фигура святого Луки. Мы долго искали нужную позу, прорабатывали возможные варианты решения: как развернуть фигуру, как лягут складки на одежде, как передать порыв, движение. В итоге получилось, на наш взгляд, идеально.

Смотрите также

Есть ли у вас любимые материалы? Что, на ваш взгляд, выделяет работы MYAGKOV?

Мне нравится создавать произведения на грани разных жанров. Ведь что такое ювелирное искусство, как не возможность работать одновременно с пластикой скульптуры и красочностью живописи? Первоначально наша компания называлась Cellini – в честь Бенвенуто Челлини, легендарного ювелира и скульптора прошлого. Я много изучал его творчество, искусство эпохи Возрождения, оно служит для меня нескончаемым источником вдохновения. Челлини потрясающе работал с пластикой человеческого тела, умело передавая не только анатомию, но и характеры своих персонажей. В наших изделиях мы стремимся к тому же.

Мы создаем рельефные, пластичные вещи. Когда заказчик смотрит на наше изделие, будь то подвеска, изображающая дикую кошку, или фигура святого, он видит прежде всего не металл и камни, а сам образ: животное, человека в движении. Эта веристичность, реализм образа достигается за счет правильного выбора композиции и тончайшей проработки деталей. Мы долго работаем над композиционным решением, ведь дизайн – это 50% успеха, то, что определяет, состоится ли образ или провалится. Затем доводим изделие до совершенства, прорабатывая фактуру в самых мелочах: если это животное, то шерсть, рельеф морды, каждую мышцу тела. В итоге вы видите не украшение, а живой образ, и это подкупает. В ювелирном деле одну и ту же работу можно сделать топорно, примитивно или виртуозно, топорно – это просто, а вот интересно – это намного сложнее, это как раз показатель мастерства. Я бы сказал про наши работы, что это – оживший металл. Мы стремимся к этому в каждом нашем изделии.

Myagkov. Арт-объект «Спираль времени»
Ваша любимая работа? Что особенно запомнилось, покорило?

Несколько лет назад я сделал арт-объект «Спираль времени». Это был ни к чему не привязанный проект, чистое творчество. Такие работы тоже бывают в нашей практике, но не так часто, особенно сейчас, когда мы активно развиваемся, «масштабируемся», наращивая производство. В этой работе мне было важно передать связь прошлого и будущего, нашу вовлеченность в бег времени. Для меня это был новый творческий этап и в плане художественного решения, и, пожалуй, в восприятии самой профессии.

Кстати, из таких независимых работ можно еще вспомнить брошь «Гаргантюа». Мы сделали ее для одной из наших клиенток, которая интересуется космосом. Композиция из золота и камней помещена под стекло и изображает окно иллюминатора космического корабля, в которое мы видим черную дыру. Казалось бы, напрашивался вариант этого изображения в эмали, но я решил сделать что-то нетипичное, интересное и воспроизвел эффект затягивающей воронки пространства с помощью рельефа по золоту. Работа, как это часто у нас бывает, с философским содержанием: ведь что мы сами, каждый из нас, как не целая Вселенная, и это украшение дает возможность заглянуть в себя, соприкоснуться с тем миром, в который мы все включены, понять, сколь неразрывно мы связаны со всем, что происходит вокруг.

Наверх