Этот переливчатый, «солнечный» камень (или не совсем камень?) человек стал использовать одним из первых, задолго до бриллиантов. Современные ювелиры продолжают исследовать материал, стараясь придать ему новое звучание.
Янтарь – это окаменевшая смола древнейших хвойных деревьев. Верхняя граница датировки: 140 миллионов лет назад. Нижняя – около 30. Большая часть самого распространенного, балтийского янтаря проходит как раз по ней. Куски янтаря находили уже в поселениях неолита. Буквально пару лет назад под Петрозаводском открыли очередной могильник: почти полторы сотни янтарных бусин и подвесов разной формы.
Регионы, где любили янтарь, закрепились исторически. Эта география сохраняется в ювелирном деле до сих пор. Так, воинов-викингов в бою охраняли амулеты из янтаря. И сегодня скандинавские марки продолжают активно работать с этим материалом. Причём от независимых дизайнеров до брендов с именем и историей, как например, House of Amber. Эти датчане специализируются на янтаре ещё с 1933 года, и наряду с традиционными коллекциями выпускают авангардные линейки вроде Balance of Bukkehave (в соавторстве с молодым дизайнером Кристиной Буккехаве).
Янтарь ценили в Шотландии. Тут он считался оберегом от злых духов. Деревенские мужчины часто носили при себе янтарь, и даже в виде бус. Поверье живо до сих пор – и ювелирная марка с Шетландских островов Shetland Jewellery отчасти закрывает собой эту нишу. Ещё с тевтонских времён, когда орден получил монополию на добычу и продажу янтаря, изделия из него были популярны в странах Балтии и на территории современной Польши. И сегодня Гданьский музей янтаря наряду с Калининградским – одна из главных музейных институций в мире, посвящённых янтарю. А молодые польские дизайнеры значатся в числе прогрессивных и авангардных. Например, Павел Качински из Варшавы, работающий под одноимённым брендом Pawel Kaczynski, создаёт из янтаря эффектные композиции, скрещивая крупные куски обработанного и необработанного камня с металлом. Тут и коррозия, и ржавчина, и металлическая проволока, и дорогой – из-за редкости – синий янтарь.
Мода на янтарь шла волнами. Так, его уже знали в античности. Но пользовались скорее его целебными свойствами. В этом качестве он фигурирует в первых в истории медицинских трактатах: у Галена и Авиценны. Само его современное русское название, как считается, происходит от литовского слова gintaras, означающего исцеление. Использовать янтарную кислоту в медицине начали в 1970-х годов в СССР, ее до сих пор применяют в России для производства некоторых БАДов и лекарств. Однако, с точки зрения доказательной медицины, качественных исследований, доказывающих пользу янтарной кислоты для здоровья, не существует. Поэтому на Западе в медицине янтарная кислота не используется.
Ювелирная мода на янтарь началась с римлян. Любят вспоминать Нерона и некого сенатора, отправившегося в изгнание только, чтобы не расставаться с любимым перстнем из янтаря. Впоследствии янтарь стал камнем скорее поделочным. Он шёл, например, на шкатулки, чаши, предметы культа. Таких было много в 17-18 веках. В конце 19-го в моду вошли мундштуки из янтаря, и тоже не зря. Испокон веков считалось, что камень помогает при болезнях горла. Мундштуки, скорее всего, гасили вредные пары.
Как всё необычное, почти мистическое (миллионы лет истории, застывшие насекомые) янтарь нравился эпохе ар-деко. Сегодня в недрах европейских антикварных лавок можно отыскать тогдашние сотуары (длинные ожерелья) из янтаря. Следующая мощная волна – 1970-е: украшения в формате длинных бус и крупных подвесок на цепочках.
Наконец, уже наши дни. И триумфальное возвращение в профессию Фаваза Груози. Известный ювелир, один из основателей марки De Grisogono, после расставания с ней открыл новую компанию и второй же её коллекцией стала линия Amber с украшениями формата high jewellery. С янтарём! Груози всегда славился любовью к нестандартным материалам. Этому ювелиру законы жанра не писаны, и янтарь у него вышел совсем непривычным. В сочетании с драгоценными камнями (много бриллиантов), золотом, ониксом, жадеитами он смотрится свежо и современно. Ничего музейного, скучного, типового – хотя вдохновением для Груози и послужили винтажные бусы из антикварной лавки. Ювелир обыграл главное в этом (условном) камне: его тёплую, мягкую гамму, работающую на просвет.
Совсем недавняя интервенция в мир янтаря, ей буквально месяц: современный нишевый британский ювелир Гленн Спиро и его актуальная коллекция Materials of The Old World. Спиро так же не раз обращался к янтарю. Он любит использовать его в виде крупных бусин, и в этом качестве сочетать с драгоценными материалами и камнями. Новая коллекция включает, в частности, такие серьги, колье и подвеску. Главная идея сетов – по-новому подать старинные материалы, которые уже всем давно набили оскомину.
На русских землях янтарь также ценили с древности. Начать с того, что львиная доля янтаря в мире до сих пор происходит с российской Балтики, из-под Калининграда, посёлка с очевидным названием Янтарный (до 1947 – Пальмникен). Это и тёплый, золотистый янтарь с включениями, застывшими фигурками насекомых, жучков, растений, и молочный белый янтарь, непрозрачный, но так хорошо работающий в кабошонах. Янтарь, кстати, бывает и синим, и зелёным, и гранатово-красным (такой везут с Сицилии и Бирмы).
В дворянской культуре янтарь не прижился. Но, следуя поверьям, янтарные бусы надевали кормилицам – чтобы обезопасить младенца, и крестьянским невестам, с благожелательными целями. Янтарь завораживал поэтов Серебряного века.
Но массовыми украшения из янтаря стали, конечно, уже в советскую эпоху. Пик популярности – 1970-е. Именно тогда сложился традиционный образ украшений из янтаря, от которого сегодня как раз стараются отойти. Массовая продукция из янтаря, конечно, находит своего покупателя, но как ювелирный материал этот, базово-безликий, штампованный янтарь – с подмоченной репутацией. Реабилитируют материал сегодня в основном молодые марки и независимые художники-ювелиры.
«Янтарная» волна у нас пошла ещё в конце 1980-х. Можно вспомнить, например, авангардные работы заслуженного ювелирного художника Светланы Крундышевой. Небанальные образы она воплощала в столь же непривычных для ювелирного дела материалах вроде шунгита, пирита, мельхиора, дерева – и янтаря. Замечательная вещь Светланы, как раз с янтарной мозаикой – брошь «Быть или не быть», посвящённая… путчу 1991 года. С начала 2000-х янтарь – главная тема творчества петербургско-калининградского художника-ювелира Жанны Лопаткиной. Её имя также вписано в ювелирно-янтарную историю как мастера, традиционными средствами воплощавшего в янтаре небанальные, часто даже шутливые и ироничные образы.
Традиционно сильная школа художников-ювелиров «янтарщиков», как их здесь называют, в Калининградской области. В Музее янтаря в Калиниграде (где, кстати, самая большая в стране экспозиция янтарных изделий: от истоков до наших дней) регулярно проводят выставки локальной секции при Союзе художников России, а также биеннале авторских украшений из янтаря «Алатырь» (именно так называли янтарь на Руси). Из петербургской же школы нельзя не вспомнить, например, крупные и сложные украшения Сергея и Ларисы Ваньковых. Интересно, что их работы очень любят в Японии, где развилась отдельная линия почитателей янтаря. (Корни её снова уходят в историю: императорам традиционно преподносили нэцкэ из янтаря, и янтарь здесь особенно ценился за его природную красоту и близость к эстетике ваби-саби, гимна естественности, несовершенного совершенства.)
Интерес к небанальному янтарю во многом вернул проект конца 2010-х Russian Amber, инициированный дизайнерами из Калининграда. Одна за другой стали появляться авторские коллекции с янтарём (можно вспомнить 2018-й год и неожиданную линейку янтарных аксессуаров Валентина Юдашкина) и собственно марки, сделавшие янтарь главной темой своего творчества. В 2017-м запустился проект Ambery с ультралаконичным дизайном для миллениалов, годом раньше марка Екатерины Алагич с похожим посылом.
Много модных, ярких брендов дала наша янтарная Мекка, Калининград. Конечно, сегодня это и традиционные марки вроде «Балтийского ювелира» из курортного Балтийска, и такие гиганты, как «Калининградский янтарный комбинат» – с прекрасной сырьевой и производственной базой. Весной этого года, кстати, при комбинате открылся Дом янтарной моды, экспериментальная площадка для дизайнеров и ювелиров. (И как раз активисты «КЯК», забавная аббревиатура комбината, стояли за уже упоминавшимся проектом Russian Amber.) С конца 1990-х работает крупный частный калининградский бренд Darvin. История другой амбициозной марки Strelnik началась уже на рубеже десятилетий.
Ещё один только запустившийся массовый бренд с украшениями из янтаря на каждый день – Sun Stone Amber. В названии марки, кстати, обыграна многовековая история камня, ведь ещё римляне считали полный огня и света янтарь сгустком солнечных лучей.
Есть и молодые прогрессивные дизайнеры из Калининграда, чьи работы можно найти в основном по соцсетям. Например, Елена Скрябина и её Amber Workspace. Елена с детства увлечена янтарём и постепенно у неё родилось желание создавать экспериментальные украшения с ним. Дизайнер скрещивает янтарь с серебром и поделочными камнями и говорит, что её первостепенная задача – уйти от стереотипов. Конёк Елены – геометрия, и её вещи тоже вариант на каждый день, абсолютно в русле современного прочтения материала. Необычное, весёлое и яркое понимание янтаря – у калининградской мастерской SwS, «Янтарь, камень с душой», основанной Андреем Черноусовым. Недавно СМИ обошла коллекция брошей с янтарём – плод коллаборации бренда Maximilian Silver Label и молодого дизайнера Дмитрия Кротюка. Янтарь в его брошах отвечает за саму философию вещи.
Уже стала известной брошь с янтарным абрикосом и титаном – независимого московского ювелира Владимира Маркина (есть у него и жуки с янтарным тельцем, и «солнечная» брошка-морошка). Нравится янтарь и молодому, дерзкому ювелиру, стремительно завоёвывающему популярность, Лизе Борзой (Недавно бренд открыл собственный бутик в центре столицы). Любит использовать янтарь в своих исключительно творческих, поэтичных вещах уникальный московский художник-ювелир Алексей Барсуков.
Наконец, несколько авторских украшений с янтарём только что стали призёрами авторитетного ювелирно-камнерезного конкурса «Металл, камень, идея-2023» – всероссийского смотра камнерезного, ювелирного и гранильного искусства, устраиваемого екатеринбургским Музеем камнерезного искусства. Первые места в номинациях «Концептуальное ювелирное украшение» и «Ювелирный дизайн» взяли как раз работы с янтарём. Это, соответственно, кольца ювелиров Романа Волкова из Тулы и Андрея Попова из Челябинска.