Титан активно используется в ювелирном деле уже несколько десятков лет, но украшения из него по-прежнему остаются немассовыми
Марина Волкова
Титан открыли ещё в конце XVIII века, но долго не умели выплавлять из руды. Этому научились в 1910-х, а уже тридцать лет спустя металл стали применять в военной авиации. Неслучайно новый металл назвали в честь древних героев, которым всё было нипочём. Он лёгкий и при этом экстра прочный: тугоплавкий, не ржавеет, его сложно повредить. Так что материал сразу прижился в кораблестроении, авиации, а с освоением космоса – и в космической промышленности. Его даже стали называть главным материалом космического века.
В ювелирном мире первыми его начали использовать часовщики. Настоящим символом 1980-х стала серия наручных часов Ocean от IWC, с которыми можно было погружаться на колоссальную глубину до 2000 метров. А всё благодаря тому, что титан не боится морской соли и резкого перепада температур. Впоследствии именно титан стал одним из главных материалов для создания дайверских часов.
Ювелиры подступались к титану несколько раз. С одной стороны, это желанный материал, ведь он ультра лёгкий, а при этом прочный и недорогой. Титан в четыре раза легче золота! Благодаря лёгкости из титана можно создавать массивные, даже огромные украшения со множеством камней. Ювелиры говорят, что фактически весом украшения будет вес камней. К тому же с помощью окисления и нагрева титану можно придать самые разные цвета. Широкая палитра включает зелёный, красный, синий, фиолетовый, жёлтый, чёрный – богатство красок.
Титан – абсолютно гипоаллергенный материал, его можно носить даже тем, кто не носит золотые и серебряные украшения (неслучайно его активно применяют в пирсинге и изготовлении оптических оправ).
С другой стороны, работать с чудо-материалом очень сложно. Прочность титану даёт его твёрдость, и в этом заключается главная проблема: титан сложно резать и формовать, а чтобы закрепить на этой неподатливой поверхности камни, не повредив их, нужно быть настоящим виртуозом. Однако, титанические усилия, направленные на то, чтобы совладать с этим крепким орешком, предпринимались уже сорок лет назад и к 1990-м увенчались успехом.
В конце 1990-х среди ценителей прославились украшения женевской фирмы ESG Эмануэля и Софи Гийомов. Они использовали титан для оправ: как сам по себе, так и в сплаве с золотом. Это были классические формы и мотивы, но разыгранные в новом материале. Титан ESG был нужен в основном для облегчения веса украшений, чтобы, например, крепить крупные жемчужины. Серьги с такими подвесами смотрелись как традиционное высокое ювелирное искусство, но при этом не оттягивали уши, и носить их можно было долго.
Затем стали охотиться за украшениями римского ювелира Фабио Салини, который в принципе любит эксперименты с материалами. Помимо титана он работает, например, с углеволокном, каучуком и даже пенькой.
Подлинную славу титану принесли 2000-е и прежде всего украшения JAR, независимого ювелира Жоэля Артура Розенталя. Он первым стал обыгрывать колористические свойства металла. Из его рук выходят подлинные произведения искусства: с оправами из титана и феерической россыпью драгоценных камней. Эти украшения носят, но место им, конечно, в музейных витринах в качестве демонстрации того, каким должно быть ювелирное искусство высшего порядка. Розенталь промоутировал и другие нетрадиционные для ювелирного дела металлы вроде алюминия. Сегодня даже небольшие его титановые вещи, которые он когда-то делал как клиентские подарки, продаются на аукционах за значительные суммы.
Пик популярности титана пришёлся на конец 2000-х, когда им стали буквально грезить. В высокую ювелирную моду титан ввела фирма Chopard, выпустившая в 2015-м революционную коллекцию колец и брошей с яркими австралийскими опалами в цветных титановых оправах. В дизайне этих украшений колористические и пластические особенности материала были представлены в самом выигрышном свете.
Через года-два титан стали использовать уже многие: от вандомских домов до брендов средней ценовой категории вроде Pomellato. Однако, в большинстве случае это лишь дань моде. Титан не приживается в ювелирном деле массово, ведь в нём не так просто воплотить задуманный образ, как это получается с более податливыми металлами. Поэтому, даже будучи модным и востребованным материалом, он в основном остаётся за нишевыми марками и независимыми дизайнерами.
Больше двадцати лет эффектные, многодельные украшения с титаном создаёт камерный бренд Lancon Жоржа Руиза. Работы Lancon считаются вершиной ювелирного мастерства. На украшениях с титаном во многом поднялись такие выдающиеся ювелиры современности, как китаец Уоллес Чан, британец Гленн Спиро и швейцарка Сюзанн Сиз. Украшения Чана – это бесконечная, ультра красивая и сложная ода флоре и фауне. Его бабочки, рыбы, цветы – ювелирные миниатюры сродни скульптурной пластике. Каждая работа уникальна и высокохудожественна. Миры Glenn Spiro более авангардные, с лаконичной геометрией. У Suzanne Syz – это текучие формы и нетривиальные образы. Они не только обыгрывают металл, но и отличаются необычной подачей камней.
Несмотря на то, что с титаном работать непросто, есть немало русских мастеров. Известный московский ювелир Владимир Маркин в последние годы сосредоточился как раз на работе с титаном. В его исполнении это поэтичные образы природы. Виртуозные, подлинно художественные работы – у московского ювелира Рустама Юнисова. Его изделия часто замечают на выставках «Гохрана». Ювелир стремится использовать материал нешаблонно, экспериментируя прежде всего с пластическим решением. Лёгкость и колористические возможности титана обыгрывает в своих ультракрупных украшениях Евгений Данилов. Вспомнить хотя бы его недавнюю работу – браслет «Осьминог» на всё запястье. Крафтовые украшения получаются у Марка Балдина. Причём Балдин использует не ювелирный титан, а промышленный, самостоятельно раскатывая и обрабатывая его. За традиционными ювелирными образами, но в титане – к Евгению Федько. Сложные, динамичные украшения-трансформеры и тема Космоса – в титановых украшениях от марки EPIC Jewellery.
Линейка мужских украшений из титана есть у уральского автора Дмитрия Стрельцова. Причём наряду с привычными цепями и браслетами это, например, темлячные бусины с символами memento mori и эффектные застёжки для часов. Но прежде всего Дмитрий известен уникальными ручками из титана – ювелирной работы.
Отдельно стоит сказать о красноярском ювелире Игоре Учеватове. Мастер работает с титаном уже многие годы, создавая сложные, подлинно ювелирные вещи, в которых титан обретает несвойственную ему пластичность и теплоту. Игорь создал собственную технологию обработки титана с помощью анодирования, которая даёт особую живописность. Самая известная работа Игоря с титаном – брошь в виде яркого, неонового хамелеона, который несмотря на свой немалый размер хорошо держится на одежде, а сам образ, словно бы, оживает.
Ювелир Гленн Спиро очень точно выразил, чем притягателен титан, сказав, что украшения с ним можно делать более тонкими и лёгкими, а расположение камней более прихотливым. Но чтобы добиться этого, нужно быть подлинным виртуозом, как в плане мастерства, так и в плане фантазии.